Какой чудной жизненный путь бывает у людей и их творений .
Станция метро Новокузнецкая .
Вполне удобная станция – для того что бы попасть в Замоскворечье .
Станцию открыли 20 ноября 1943 года , когда бегство и мародерство в Москве уже не было . В проекте носила название «Климентовский переулок» , и даже была удостоена Сталинской премии 1-й степени…Ну да не о премии разговор .И даже не о мраморных лавочках для пассажиров .
Они всего-то - стояли раньше в храме Христа Спасителя.
Не выбросили . Применили .Уже хорошо .
Наземный вестибюль в форме ротонды, облицованный изнутри мрамором «уфалей» и барельефами . Но меня интересовала мозаика . На потолке, напротив каждого из проходов к платформам, расположено шесть мозаичных панно. Посвящённых героическому труду советских людей в тылу. Садоводы, сталевары, машиностроители, строители-высотники, авиаторы, лыжники и даже парад физкультурников .
Выполненная В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки.
И вот хотелось бы спуститься на 40 лет назад .
На Малую Никитскую ул., дом 6.
К самому значимому памятнику модерна в нашей стране.
Особняк С.П. Рябушинского . Выполненный архитектором Ф.О. Шехтель,
Экзотические цветы (орхидеи) были выполнены мозаичистом В.А. Фроловым.
Рябушинский денег не жалел и Шехтель приглашал лучших.
Панно для «Новокузнецкой» Фролов делал в блокадном Ленинграде в 1941—1942 годах.
Работал в одиночку .Умирая от голода и холода .
Успел. Был похоронен на Смоленском кладбище в братской могиле профессоров Петербургской Академии художеств. Тогда в братских могилах хоронили многих. После гибели художника
в 43 году мозаики были чудом вывезена из осаждённого города моряками Ладожской флотилии
и доставлена в Москву, где и украсили станцию метро.
Хотелась бы добавить , что фамильная коллекция смальты Фроловых является крупнейшей из существующих в мире подобных коллекций. Он всю жизнь , вместе со своей женой Ниной Леонтьевной Бенуа , стремился к создания музея мозаики . До сих пор его так и нет .
А коллекция и поныне хранится в Петербургской Академии Художеств. Она малодоступна , не атрибутирована и не изучена.
Я одинаково люблю и Москву и Питер .
И везде варварски уничтожалась культура .
Ломоносов изобрел смальту и организовал первую в России мозаичную мастерскую.
И меня каждый раз радуют отголоски работ с родина русской мозаики – здесь в Москве .